ЧЕТЫРЕ ШАГА ДО МИЛЛИОНА ГЕНРИ ХАЙНЦА


«Видеть – значит верить» — так говорил Генри Джон Хайнц, основатель огромной империи под названием «H.J. Heinz», являющейся на сегодняшний день одной из самых крупных компаний, производящих продукты питания. Генри верил, что успех продукта во многом зависит от внешнего вида его упаковки, и постарался максимально эффективно использовать ее в своей продукции.
Что же, ему это удалось. Ведь люди во всем мире до сих пор отдают должное упаковкам от кетчупов, соусов и всевозможных приправ, выпускаемых компаниейHeinz.
Часто успешный бизнес начинается с внедрения полезного изобретения. Но Генри Хайнцу повезло больше других — без придуманного им в конце XIX века кетчупа уже трудно представить себе современную жизнь. Основанная Генри Хайнцем компания до сих пор принадлежит его потомкам. Кстати, кандидат в президенты США от демократов Джон Керри женат на Терезе Хайнц, вдове сенатора Джона Хайнца III, правнуке знаменитого основателя. От своего мужа Тереза унаследовала вполне приличное состояние — $500 млн. Каждые 6 из 10 потребляемых в США бутылок кетчупа — Хайнц, а доля кетчупа в общем объеме продажи самой компании составляет 30%. Впрочем, компания выпускает еще много чего, например, кошачьи консервы.
Генри Джон Хайнц родился 11 октября 1844 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания), в семье немецких эмигрантов. Его отец эмигрировал в США из Баварии в 1840 году. Он наладил производство кирпича, а потом удачно женился на переселенке из Германии. Через десять лет отец Генри переехал в соседний городок Шарпсбург и туда же переместил свой небольшой кирпичный завод.

В доме Хайнцов царила атмосфера их родной Германии. Даже имя ребенка было на немецкий манер — Генрих Иоганн. Потом, правда, оно трансформировалось в англоязычное Генри Джон. Однако мать всегда говорила с Генри по-немецки, и ребенок вместе с языком хорошо усвоил
немецкую педантичность, которой оставался верен всю жизнь
Удивлять родителей трудолюбием младший Хайнц стал еще с детства. В шесть лет он начал помогать матери на огороде, а в девять уже освоил рецепты солений и стал торговать тертым хреном домашнего изготовления. Юный Хайнц с детства обладал потрясающим талантом «закатывать» овощи и корнеплоды. Хрен, расфасованный в стеклянные банки, маринованные грибы, соленые огурчики производства Генри Хайнца пользовались постоянным спросом у пенсильванских домохозяек.
К двенадцати годам Генри самостоятельно обрабатывал 3,5 акра земли и три раза в неделю отвозил на телеге овощи бакалейщикам в город Питсбург. А к семнадцати годам уже зарабатывал на своем огороде $ 2400 в год — очень приличную, по тем временам, сумму. Эти деньги пошли на оплату учебы в бизнес-колледже, закончив который, Генри начал работать на кирпичном производстве своего отца. Через некоторое время он стал партнером в этой компании, но свое любимое дело — овощной бизнес — не бросил.
В 1869 году 25-летний Хайнц и его приятель Кларенс Ноубл основали компанию Heinz Noble, первым продуктом которой стал тертый хрен. Затем ассортимент выпускаемой продукции пополнился фасованной квашеной капустой и маринованными огурцами. Хайнц с партнером обзавелась новым помещением, землями для выращивания овощей, уксусной фабрикой, открыла представительства в Чикаго и Сент-Луисе.
Но уже через год существование Heinz Noble неожиданно оборвалось. Еще в 1873 году в США началась экономическая депрессия. Впрочем, на деятельности фирмы Хайнца и Нобля эти макроэкономические волнения почти не сказались. Их подкосил небывало обильный урожай огурцов 1875 года. Heinz Noble несла перед фермерами обязательства выкупить весь их урожай по фиксированной цене. Но в этот раз огурцов было так много, что зарезервированных под их покупку средств не хватило, и фирма оказалась не в состоянии выполнить фермерские требования. А из-за продолжающейся депрессии получить кредит было практически невозможно. Heinz Noble была объявлена банкротом.
Хайнц был опустошен этими событиями финансово и морально. Я снашиваю свой мозг и тело, как ветхую одежду, — писал он в своем дневнике. А тут еще его несостоятельность как бизнесмена высмеяли в газете Питтсбург лидер — в статье, ехидно озаглавленной В маринаде. Хайнц от долгов не отказывался, но, чтобы заплатить их, пошел на не предусмотренные законом ухищрения. Он собрал все оставшиеся у него деньги в размере $3 тыс. и организовал новую компанию — F.J. Heinz. Сам он, будучи банкротом, не мог выступить ее учредителем, и владельцами фирмы стали его родной и двоюродный братья. Генри собирался выкупить их доли, когда расплатится по своим долгам.
Хайнц смог не только быстро реанимировать компанию, но и поднять ее на новую высоту благодаря своему таланту предпринимателя и фантазии кулинара. Последний козырь в этот момент оказался решающим. Генри считал, что для успешного развития компании в непростой экономической ситуации необходимо придумать что-то необычное. Соединенные Штаты девятым валом накрыл фаст-фуд — биг-маки, хот-доги, всякие неуклюже зажаренные фри. Всю эту пищу американцы поглощали от безысходности — другого им не предлагали.
Генри считал, что для успешного развития компании в непростой экономической ситуации необходимо придумать что-то необычное. Поставив на стол томаты, крахмал и различные пряности, Генри Хайнц начал химичить. И довольно скоро, подобно Архимеду, он воскликнул… Нет, не «Эврика!», а более аппетитное: «Кетчуп!». Его-то он и изобрел. Произошло невероятное: Америка на некоторое время прекратила жевать и удивленно уставилась на пузатенькие бутылки с красным содержимым, аппетитным, как губы Мэрилин Монро. Аппетитный обед — это то, по чему уже давно тосковали американцы. В 1896 г. газета New York Times назвала кетчуп Heinz «национальной американской приправой».
Кетчуп оказался счастливым изобретением Хайнца. Потребители были от него просто в восторге. Теперь можно было кардинально улучшить вкус самых разнообразных продуктов — от сосиски до макарон. За 1876 год оборот компании Хайнца составил $44474 (около $665 тыс. сейчас). Через пять лет, в 1881 году, продажи выросли уже в шесть раз и составили $284 тыс. (около $4,7 млн сейчас). Столь стремительный рост доходов позволил ему уже в 1879 году расплатиться по всем долгам, связанным с огуречным банкротством. Генри продолжал расширять наименование консервов, соусов и маринадов. За кетчупом последовали такие продукты, как соусы из красного и зеленого перца, соус Чили, яблочный уксус, яблочные подливы, горчица, маслины, засоленный лук, засоленная цветная капуста, запеченные бобы и рассолы. Скоро компания Хайнца присутствовала и в производстве консервированного тунца. И во всех случаях работала одна схема: отбор продукта из нескольких вариантов, доведение вкуса и технологии производства до совершенства, оригинальная упаковка, активная реклама и массовое производство. Обгонять конкурентов помогало и активное использование самых передовых на тот момент технологий: варки на пару и вакуумного консервирования.
Генри был самым неутомимым работником собственной фирмы. В 1886 году он поддался на уговоры домашних и согласился уделить несколько месяцев семейному отдыху в Европе. Прибыв в Лондон, он первым делом зашел к управляющему по закупкам универмага Fortnum Mason, который был поставщиком британского королевского двора. Ему он продемонстрировал образцы своих продуктов, привезенные в личном чемоданчике. Результатами встречи Генри остался очень доволен. Я полагаю, мистер Хайнц, мы купим у вас все это, — сказал ему управляющий. Так Англия стала первым зарубежным рынком сбыта продуктов Генри Хайнца. Через десять лет продажи там выросли настолько, что Хайнц открыл офис в Лондоне неподалеку от Тауэра. В 1905 году он построил фабрику в британском городе Пекхеме, а уже в 1919 году приобрел сельскохозяйственные угодья недалеко от города Харлесден. К этому времени Хайнц уже стал поставщиком королевского двора, и многие англичане считали его фирму чисто британской.
В 1888 году Генри завершил выкуп компании у своих родственников и переименовал ее в H.J. Heinz. В газетах теперь Генри называли не иначе как маринадный король.
Как человек, веривший в силу личных отношений, Генри всегда неплохо относился к рабочим. Однако в 1892 году в Питтсбурге, где размещалась штаб-квартира его компании, произошли кровавые выступления рабочих, которые потрясли Хайнца. Летом того года работники сталелитейного завода Эндрю Карнеги вышли на забастовку против массовых увольнений. В их столкновении с охраной завода 10 человек погибло, несколько десятков получили увечья. Чтобы положить конец беспорядкам, губернатор Пенсильвании ввел в город войска.
И хотя сотрудники Хайнца никогда не жаловались на условия труда, теперь их жизнь стала почти райской. Рабочие имели несколько перерывов, во время которых к их услугам был зимний сад на крыше фабрики. Работавшим на очистке огурцов женщинам раз в неделю делали маникюр. На фабрике были кружки по интересам и даже хор. Журналисты же наградили Хайнца еще одним прозвищем: принц патернализма. А газета The New York Times в 1896 году назвала его кетчуп национальной американской приправой.
Но львиную долю усилий и времени Генри отдавал продвижению своих товаров. Начав в 12 лет продавать тертый хрен в баночках из прозрачного стекла, в 46 он довел упаковку до совершенства. С 1890 года бутылочки стали восьмигранными, на горлышке появилась ленточка, крышечка стала откручиваться, а этикетка приняла форму замкового камня — символа родного для Генри штата Пенсильвания. Эта форма у бутылочек Хайнц остается до сих пор.
Но упаковкой дело не ограничивалось. Хайнц один из первых начал проводить в магазинах постоянные дегустации своих новых продуктов и раздачу маленьких пробных бутылочек. Когда в 1896 году Генри осенило ввести в символику компании слоган 57 вариаций, число 57 буквально заполонило Соединенные Штаты. Где бы ни шел, что бы ни делал американец, его взгляд обязательно упирался в 57.
В 1899 году компания приобрела кусок морского пирса в Атлантик-Сити. Там были немедленно смонтированы цифры 57 высотой 21 метр. Для прогуливающейся публики были устроены аттракционы и музей компании с раздачей бесплатных образцов. Сооружение простояло до 1944 года, пока его не снес ураган.
Технический прогресс чаровал Генри не только в производстве. Он с удовольствием использовал инновации и в рекламе. В 1900 году Хайнц стала первой компанией, использовавшей рекламные щиты с электрическим освещением. В Нью-Йорке щит занимал шесть этажей в здании на углу Пятой авеню и 23-й улицы и освещался 1 200 лампами. Только ежемесячные счета за освещение превышали $3 тыс.
Когда компания H.J. Heinz была акционирована в 1905 году, ее стоимость составила $4 млн. К этому времени Хайнц уже владел 28 предприятиями лишь в США. Основным продуктом H.J. Heinz оставался кетчуп. В 1906 году компания выпустила 12 млн бутылок кетчупа. В 1909-м объем продаж H.J. Heinz составил $6,13 млн, а в 1914 году уже $12 млн.
Генри продолжал работать на свою компанию почти до самой смерти. Умер он 14 мая 1919 года от пневмонии. В этот момент оборот компании Хайнц превышал $20 млн. Свой феноменальный успех он объяснял очень просто. Широкий рынок ожидал производителя продовольственных продуктов, который установит главенство чистоты и качества над всеми другими мотивами, — говорил он незадолго до смерти. — А если делать обыкновенные вещи необыкновенно качественно, успех неминуем.
Три основные бизнес-идеи Генри Хайнца
1. Подавляющее большинство людей не прочь, чтобы кто-то обогатил их рацион и облегчил им приготовление еды.
2. О вкусе пищи надо заботиться еще на стадии ее выращивания.
3. Непреодолимых барьеров не существует. Наш рынок — это весь мир.
Ноу-хау Генри Хайнца
1. Потребитель предпочитает прозрачную упаковку, в которой видно качество продукта. Как говорил Генри: Видеть значит верить.
2. Покупатели оценят, даже если простые вещи делать качественно.
3. Фирменная бутылочка, фирменная этикетка, фирменная символика — 57 видов — сохраняются компанией до наших дней.
4. Бесплатная раздача пробников с готовой продукцией.
Четыре шага до миллиона
1. С семи лет Генри Хайнц обрабатывал огород и продавал овощи.
2. С 12 лет начал продавать в местной бакалейной лавке тертый хрен, сделанный им по рецепту матери. Вырученных от продажи денег с лихвой хватило на оплату колледжа.
3. В 25 лет организовал фирму по выпуску тертого хрена в промышленных масштабах.
4. В 32 года придумал совершенно новый продукт — кетчуп.
Потом за семейный бизнес взялись уже профессиональные менеджеры, в частности О  Рейли из Ирландии (1979 г.). При нем объем продаж впервые перевалил за $ 1 миллиард. Именно О Рейли изменил стратегию корпорации: активно стали скупаться зарубежные пищевые компании. Количество брендов, контролируемых Heinz, достигло 4 тысяч, а объем продаж увеличился до 10 миллиардов долларов.
ИМПЕРИЯ HEINZ СЕГОДНЯ
Под фирменным знаком Heinz продаются тысячи разных продуктов: майонезы и соусы, замороженная еда и консервы, детское питание и кошачий корм, чипсы и рыба. И конечно, в массовом сознании логотип Heinz прежде всего ассоциируется с кетчупом, который вот уже более 100 лет остается одним из самых популярных продуктов во всем мире. Доля кетчупа в объеме продаж компании достигает 30%, а сам брэнд, по сведениям журнала Business Week, занимает первое место по узнаваемости в мировой пищевой отрасли.
В 2002 году объем продаж Heinz превысил $10 млрд., компания выпускает приблизительно 5700 наименований продукции. Корпорация владеет более чем 200 предприятиями почти в 50 странах, на которых работают около 50 тыс. человек.


Если Вам нравится эта информация, поделитесь ею в своих соц. сетях. Благодаря Вам больше людей узнает о нас, и мир станет чуточку лучше! Для этого нажмите на нужные кнопки ниже

Комментариев нет:

Отправить комментарий